С-Пб, В.О., 11-я линия, д.64,офис 5-10, тел. 374-77-01, 8-911-909-15-02

Главная поиск тура Речные круизы Морские круизы Туры по России Путешествия в Европу Спецпредложения О нас Грузия,Армения,Беларусь,Узбекистан

Собор Парижской богоматери

Cобор Парижской Богоматери (Nôtre-Dame de Paris)

В каждом крупном средневековом городе Западной Европы строился собор. Городской храм – это не только место службы и молитвы, но и убежище для местного населения на случай, если грянет стихийное бедствие или нападет неприятель. И еще – это «каменная проповедь», с которой Церковь обращалась к простым смертным, напоминание о том, что вся земная жизнь человека – всего лишь прелюдия к потусторонней жизни.

Кафедральный собор Нотр-Дам был сооружен на острове Сите по инициативе парижского епископа Мориса де Сюлли. Строительство его началось в XII в. и длилось 170 лет. В те времена собор выглядел не так, как сегодня: вплотную к нему подступали дома с мастерскими ремесленников и лавочками, а главный фасад собора был не монохромным, а куда более нарядным: все статуи фасада и порталов сверкали яркими красками на золотом фоне.

В XVII-XVIII вв. собор Нотр-Дам не избежал участи других памятников готической архитектуры, считавшейся тогда «варварским» искусством: в результате многочисленных переделок первоначальный облик постройки был искажен, внутри был снесен амвон и гробницы, оригинальные витражи заменены обычным стеклом. В годы Революции собор был объявлен «храмом Разума». Однако отношение к собору взбунтовавшейся толпы трудно признать разумным: с его крыши исчезла стрела, а с центрального фасада – статуи иудейских царей (их приняли за изображения французских королей). Тогда же были переплавлены все, кроме одного, колокола собора.

Постепенно собор пришел в упадок. Дошло до того, что по случаю коронации Наполеона его обветшалые стены были задрапированы или наспех перекрашены. Лишь в 1831 г., когда появился роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», городские власти озаботились судьбой собора. Капитальная реставрация Нотр-Дам была поручена знатоку готического зодчества, архитектору Виолле-ле-Дюку. Реставрация длилась почти двадцать лет.

На протяжении многих веков собор Нотр-Дам был важным, если не самым главным, центром городской жизни. Здесь заседал парижский парламент, разыгрывались мистерии, заключались торговые сделки; нищие и бездомные находили в соборе приют, а богатые горожане, отправляясь в дальнее путешествие, сдавали сюда на хранение свои ценности. В соборе совершались обряды крещения, бракосочетания и отпевания, праздновались военные победы и исполнялся торжественный гимн «Тедеум». Отметим, что в соборе Нотр-Дам было всего две коронации: английского короля Генриха IV и императора Наполеона (по традиции почти все французские короли благословлялись на власть в Реймском соборе).

«Тяжелый, как слон, и легкий, как насекомое»

В XII веке («век Церкви воинствующей») храм больше походил на башню-крепость, в которой доминировали мощные глухие стены, а узкие окна напоминали амбразуры. Это была крепость, превращенная в место молитвы (одна такая церковь сохранилась в Париже – Сен-Жермен-де-Пре).

В XIII веке («век Церкви торжествующей») облик соборов совершенно изменился, о чем напоминает нам архитектура Собора Парижской Богоматери. Здесь царят вертикали и стрельчатые формы, а стены прорезаны сужающимися кверху нишами и окнами с ажурными колонками – собор «струится». Еще одна его особенность – пластический характер архитектуры. Плоские поверхности сведены до минимума, все построено на игре объемов, на контрасте света и тени, а «парящие» укрепления (аркбутаны) по бокам собора напоминают опоры космического корабля на старте: кажется, что собор вот-вот взлетит.

Главный фасад Нотр-Дам – «не совсем готический»: предусмотренные проектом островерхие шпили на верхушках двух башен так и не были построены, чтобы не нарушить достигнутой гармонии. В нижней части фасада – три мощных портала: слева – портал Девы Марии, в центре – портал Страшного суда, справа – портал Св. Анны (матери Девы Марии). Над порталами протянулась аркада с 28 статуями иудейских царей. В центре фасада – грандиозное окно-роза, заполненное ажурным каменным плетением и витражами.

В правой башне висит колокол, преподнесенный в дар собору в 1400 году. Позднее этот колокол весом 6 тонн был переплавлен в таком же количестве бронзы. Присутствовавшие при этом знатные дамы и простые парижанки бросали в расплавленную массу золотые и серебряные украшения, отчего, как утверждают, колокол приобрел чистый и звучный тембр.

«Тяжелый, как слон, и легкий, как насекомое», - сказал про собор Нотр-Дам Анатоль Франс.

Внутри собора

Интерьер собора поражает размахом пространств. Здесь нет ни массивных опор, ни голых стен – интерьер словно соткан из лучевидных нервюр, устремленных вверх. В интерьере снова звучит лейтмотив готической архитектуры: собор – это Небесный Иерусалим на земле и в то же время модель божественного мироздания...

В часовнях, расположенных в правой части собора, вы увидите картины и скульптуры разных художников, которые, согласно многовековой традиции, преподносятся в дар собору ежегодно в первый день мая.

Трансепт собора украшен двумя гигантскими розами-витражами. Небольшая бронзовая пластина, вделанная в пол трансепта, сообщает, что в 1886 году известный писатель Поль Клодель принял здесь католическую веру. В этой же части собора находятся статуи Девы Марии («Парижская Богоматерь») и св. Дионисия. В глубине собора – скульптурные изображения Людовика XIII и Людовика XIV, а с наружной части хоров – барельефы на темы Нового завета.

Орган Собора Парижской Богоматери – самый большой во Франции.

 

Ключевые даты

1304: Филипп Красивый благословил здесь свою армию

1430: коронация английского короля Генриха IV

1455: пересмотр судебного дела Жанны д'Арк

1588: бракосочетание Генриха Наваррского и Маргариты Валуа

1660: бракосочетание Людовика XIV и Марии-Терезы

1804: коронация императора Наполеона I и императрицы Жозефины

1853: бракосочетание Наполеона III и императрицы Евгении

1944: торжественная месса в честь освобождения Парижа (первое покушение на жизнь генерала де Голля)

1945: «Тедеум» в честь победы над нацистской Германией

1970: траурная месса в честь покойного президента Шарля де Голля

Экскурс в Средние века

В Средние века частная жизнь человека строго регламентировалась церковными правилами и обрядами. Брак рассматривался как необходимое средство избежания греховного образа жизни. Для предупреждения незаконного сожительства или похищения девушек обряд вступления в брак совершался в церкви при открытых дверях и с предварительного согласия родителей жениха и невесты. Новорожденного обязательно крестили, вводя его таким образом в лоно Церкви, которая брала его под свою защиту. На случай смерти родного отца или матери ребенку назначались крестные родители. Обряд крещения совершался в первые часы после рождения ребенка, поскольку считалось, что в случае смерти крещеное дитя сразу попадает в рай. Самыми распространенными способами отмывания грехов были исповедь и пожертвования. С XII в. пожертвования в пользу церкви стали оформляться в виде завещания. Нередко сеньор или богатый купец на склоне лет завещал церкви все свое состояние, а сам уходил в монастырь.

В средневековом мировоззрении жизнь человека рассматривалась как подготовка к достойной смерти. Истинные христиане всячески избегали неподготовленной заранее смерти. Так, перед сражением рыцари обязательно исповедовались, чтобы в случае гибели предстать перед Всевышним с отмытыми грехами. Предметом особой заботы мирянина было место его последнего пристанища на земле. Самым надежным местом («ближе к Богу») считался склеп возле церковного хора, могила возле входа в церковь или на церковном кладбище. В крупных городах кладбища располагались в непосредственной близости от жилых домов, чтобы обеспечить живым людям покровительство предков.

 

Санкт-Петербург, В.О.,
11-я линия, д.64, офис 5-10;
тел. 374-77-01, 8-911-909-15-02
Жасмин SPB © 2010