С-Пб, В.О., 11-я линия, д.64,офис 5-10, тел. 374-77-01, 8-911-909-15-02

Главная поиск тура Речные круизы Морские круизы Туры по России Путешествия в Европу Спецпредложения О нас Грузия,Армения,Беларусь,Узбекистан

Рим

 Рим - столица Италии (около 3 млн. жителей) и области Лацио, крупнейший в стране и один из самых посещаемых городов в мире. Легендарный "Вечный Город" расположен на семи холмах, по обеим сторонам реки Тибр, недалеко от Средиземного моря. Находящийся в пределах его территории город-государство Ватикан является всемирным центром католической церкви.

Трудно сказать, что запомнится больше всего в этом захватывающем дух городе - надменная роскошь Ватикана, бессмертный Форум, безумная скорость итальянских автомобилей, огромное количество кошек в Колизее, пытающихся перейти через перекрёсток или принесённый Вам счёт за эспрессо. Вечная магия Рима заключается в умении сочетать древнее и современное. Империи возвышались и переживали упадок, старые боги сменялись новыми, но Рим остаётся Римом.

Согласно легенде, Рим был основан 21 апреля 753 года до н. э. Ромулом — одним из царственных близнецов, вскормленных волчицей, и назван в честь другого близнеца — Рема — Римом. Однако исследования археологов говорят о том, что первые поселения на месте античного Рима появились гораздо раньше. Во времена Ромула Рим представлял собой всего лишь небольшую деревушку с крытыми соломой хижинами, и люди селились в нем лишь на холме Палатин, «городом на семи холмах» Рим стал гораздо позже.

С 753–510 гг. до н. э. Римом правили цари, затем — с 510 по 30 гг. н. э., в период Республики, — консулы, а с 30 г. до н. э. по 476 г. н. э. — императоры. Начиная с XIII столетия, в городе установилась светская власть церкви, и Рим превратился в резиденцию Папы Римского. 20 сентября 1870 года правительство Италии признало Рим столицей Объединенной Италии.

На территории Рима расположено два самостоятельных государственных образования — город-государство Ватикан и карликовое государство-анклав Мальтийский Орден.

Рим. КолизейРим - город живых и незабываемых образов: вид очертаний города на рассвете с самого высокого холма города - Яникула, колонны и руины храмов Римского Форума, купол Cобора Св. Петра на фоне ярких багряных красок заката - всё это оставляет в памяти глубокий след.

Виды итальянской столицы - не единственное её очарование. Рим также является и городом звуков, начинающихся рано утром со звона церковных колоколов, призывающих верующих на мессу, и сливающихся в многообразие городской симфонии на протяжении дня. Улицы наполняются машинами, такси и мотороллерами, чьи гудки постоянно раздаются то там, то тут. По тротуарам спешат на работу служащие; а магазины по сторонам улиц поднимают защитные рольставни и решётки с невероятным шумом, внося свой вклад в музыку пробуждающегося города.

Рим. Вид на Собор Св. ПетраОтдав должное культуре города, побродив по развалинам Колизея, испытав благоговейный страх перед Пантеоном, осмотрев Базилику Св. Петра и бросив монетку в Фонтан Треви, можно, наконец, сделать паузу и с наслаждением погрузиться в очарование римского вечера. Сидя в одном из многочисленных кафе, можно наблюдать, как летние сумерки передают закатные тона, как алый цвет перетекает в золотой и медный до того, как ночь войдёт в свои права. С этого момента пробуждается другой Рим, рестораны и кафе становятся ещё более оживлёнными, особенно те, что находятся на древних площадях или вдоль узких аллей в районе Трастевере. После ужина можно спокойно прогуляться вдоль фонтанов или по площади Навона, ощущая всю прелесть римской ночи.

"Вечный город", "Город на семи холмах", "Праматерь городов" - какими только именами и эпитетами не награждали древний город за почти три тысячи лет его существования. А еще заметили, что если название города - Roma - прочесть наоборот, то получится Amor - любовь, что, впрочем является удивительно справедливым совпадением.

Вилла Боргезе (Villa Borgese)В Рим ездили всегда. Не зря ведь и по сей день считается, что "все дороги ведут в Рим". Сюда приезжали за вдохновением. В XIX в Рим буквально хлынул поток поэтов и художников всех национальностей, среди которых были Гете, Стендаль и Генри Джеймс. Древнеримские руины восхищали знаменитых английских романтиков - Байрона, Китса и Шелли.

В Риме черпали вдохновение многие русские писатели, художники и композиторы. Гоголь, Батюшков, Погодин, Тургенев, Герцен, Некрасов, Чайковский - череда имен великих мастеров русского искусства, прошедших через Рим и сраженных его величием и красотой, поистине бесконечна.

Безусловно, центр притяжения Рима - его древние руины. "Вечный Рим - тут", - утверждал Герцен, созерцая то, что осталось от Колизея и Римского Форума. Символ величия и могущества Рима на протяжении многих веков, Колизей, являлся местом, равным которому по накалу кипевших там страстей просто не было: проходившие на арене Колизея гладиаторские бои не на жизнь, а на смерть держали в напряжении десятки тысяч зрителей. Римский и Императорские форумы - свидетели возвышения и падения Римской империи - и сегодня поражают остатками былого великолепия.

ВатиканРим, как мировая "столица" католицизма, всегда ассоциировался с церковью и папским престолом. Это нашло свое отражение и в архитектуре римских базилик, великолепных по своей архитектуре и внутреннему убранству.

Рим даже не понес существенных повреждений во Второй мировой войне. Гитлер отказался от планов подрыва мостов через Тибр не желая прослыть разрушителем Рима. Однако Бенито Муссолини, считавший, что "все просто живописное должно быть выброшено, чтобы уступить место для величия, чистоты и красоты столицы", оставил след в архитектурной планировке города: в чисто имперском стиле он приказал прочертить по карте города новые магистральные улицы Corso del Risorgimento и Via dei Fori Imperiali, под которой оказались погребены многие постройки Императорских форумов.

 

Что посмотреть в Риме

Рим за всю свою многовековую историю смог донести до сегодняшних дней такое количество памятников культуры, архитектуры и искусства, что их подробное описание — непосильный труд. Остановимся на главных, знаковых достопримечательностях Рима, которые в состоянии посетить турист, прибывший в столицу Италии на несколько дней.

Пантеон

Одним из примечательнейших сооружений Рима считается Пантеон — храм, возведенный в 27 году до н. э. Агриппой — зятем императора Августа. Самое первое здание Пантеона, или Храма всех богов (с греческого pan — все, theos — боги), было квадратным, круглым его сделали при Адриане — в 118–125 годах.

Пантеон, несомненно, являлся венцом архитектурной мысли своего времени. Легенда гласит, что для возведения крыши над огромным строением, изнутри его постепенно заполняли землей, смешанной с золотыми монетами. Когда работы были закончены, император объявил, что каждый римлянин, нашедший монету, может забрать ее себе. Моментально внутри храма стало пусто. Однако историки считают, легенду эту придумали архитекторы эпохи Возрождения, которые так и не смогли постичь тайну постройки купола.

В античные времена в храме поклонялись главным римским богам: Юпитеру, Венере, Нептуну, Марсу, Меркурию, Плутону и Сатурну. Во время церемоний в жертву приносили животных. Сегодня о языческих обычаях в храме напоминает лишь «окулус» — отверстие в куполе, имеющее диаметр 9 метров, под которым в древности находился жертвенный алтарь. Еще одна легенда повествует, что изначально строение не имело дыры в куполе, ее пробили злые духи языческого храма, метавшие в страхе при звуках первой мессы. Толщина стен сооружения — 6 метров, ширина купола — 43,3 м: в помещение Пантеона можно вписать идеальную сферу.

Этот монументальный архитектурный памятник сохранился до наших дней исключительно благодаря императору Фоке, который в 608 году отдал его папе Бонифацию IV. Папа переосвятил языческий храм в христианский, и перевез в него из катакомб останки первых христиан. В XIV веке строение использовалось как крепость, а в XVII по приказу Папы Урбана VIII сняли с крыши Пантеона бронзовое покрытие портика и отлили из него балдахин для собора Святого Петра.

Сегодняшний Пантеон, пережив четырехсотлетний период упадка, привлекает туристов не только удивительной историей, но и тем, что в нем покоятся останки итальянских королей — Виктора Эммануила II, Умберто I, королевы Маргариты. Тут же можно увидеть скромную могилу Рафаэля, а также надгробья художников Дзуккари и Карраччи. По прошествии веков слово «пантеон» стало нарицательным, ныне оно обозначает место погребения достойных граждан Отечества.

Базилика Санта Мария Маджоре

Базилика Санта Мария Маджоре — одна из знаменитейших церквей Рима. Ее здание было выстроено на месте очень древней церкви Санта Мария делла Неве (neve — «снег» с итал.). Согласно легенде, летом 352 года в день закладки храма в Риме выпал снег, и Папа Либерий начертил на снегу окружность, соответствующую будущему периметру церкви. В середине V века базилика Санта Мария Маджоре была полностью перестроена, специально к знаменательному для католиков Эфесскому Собору, на котором римская церковь получила то главенствующее положение, которое она и до сих пор занимает в христианском мире. В последующих столетиях базилика Санта Мария Маджоре перестраивалась еще несколько раз, последняя реконструкция производилась уже в XVIII веке.

Вилла Боргезе

Эта знаменитая достопримечательность Рима расположилась на холме Пинчо. Комплекс Виллы Боргезе включает парк, музей и галерею Боргезе. Парк был основан семьей Боргезе, владевшей Виллой в начале XVII века. Сегодняшний парк, представляющий собой прекрасный образец ландшафтного дизайна, — одно из любимейших мест отдыха жителей города и гостей Рима. Огромную ценность представляет собой галерея Боргезе, собравшая под своей крышей уникальную коллекцию скульптур и полотен известнейших мастеров. В галерее Боргезе посетители могут увидеть скульптуры Бернини и Кановы, полотна кисти Рафаэля, Тициана, Боттичелли и Караваджо.

Площадь Навона

а этой площади Рима круглые сутки царит атмосфера праздника — сюда стекаются туристы со всего города. Площадь имеет овальную форму, которой она обязана античному стадиону, построенному еще Гаем Юлием Цезарем, а затем перестроенному Домицианом (I  в. до н. э.). Руины стадиона со временем превратились в стены окрестных домов — древние камни и по сей день можно увидеть с наружной стороны площади. До 1869 года на площади располагался рынок, в праздничные дни здесь устраивали гуляния с костюмированными боями и другие состязания (с греческого — агоны), что, в конце концов, и дало название площади (agone — nagone — navona).

Барочные черты площадь Навона приобрела при Папе Иннокентии X, по велению которого здесь возвели дворец Памфили для жены брата папы — Олимпии, благодаря которой он и занял папский престол. Рядом с палаццо Памфили находится церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне, посвященная святой Агнессе.

Центральное место на площади Навона занимает фонтан Четырех Рек работы Джан Лоренцо Бернини. Его украшают скульптурные изображения крупных мировых рек — Ганга, Дуная, Нила и Ла-Платы, символизирующие четыре континента — Европу, Азию, Африку и Америку.

Именно на площади Навона произошло знаменитое противостояние двух уважаемых римских архитекторов тех времен: Бернини vs Борромини. «Камнями преткновения» стали две вышеописанные постройки — фасад церкви Святой Агнессы Борромини и фонтан Четырех Рек Бернини. Борромини, якобы, был уверен, что фигуры речных богов фонтана отворачиваются от его творения — фасада церкви Святой Агнессы, при этом Бернини думал, что статуя святой слишком уж снисходительно взирает на фонтан. Противостояние вылилось во взаимные упреки и подозрения, и даже в отправление шпионов в мастерские друг друга. Имело ли место это архитектурное состязание на самом деле, или все же присутствует некое расхождение в датах, историки не могут сказать с уверенностью. В любом случае, туристы спешат на площадь Навона, чтобы своими глазами увидеть и фонтан Бернини, и фасад церкви Борромини.

Кстати, по краям площади имеются еще два фонтана: один из них — Фонтан Мавра, был создан по проекту Джакомо дела Порты, а отреставрирован по проекту Бернини. Другой фонтан — фонтан Нептуна — изначально состоял лишь из одной ванны, к которой в конце XIX века добавили скульптуры. Папа Иннокентий Х, когда средства на обустройство столь любимой им площади Навона стали заканчиваться, ввел новый налог — на фонтаны, на что получил ответ от жителей Рима: «Pane, pane, non fontane!» (Хлеба, хлеба, а не фонтанов!).

Фонтан Треви

Фонтан Треви, настоящее украшение Рима, сделал мало примечательную базарную площадь ди Треви местом паломничества туристов со всего мира. Фонтан, в то же время являющийся фасадом Палаццо Поли, наполняется водой из древнего водопровода, выстроенного еще Агриппой. В центре фонтана — фигура Нептуна в окружении аллегорических скульптурных изображений бури, штиля, здоровья, изобилия и четырех времен года. В бассейн, расположенный прямо перед фонтаном, восхищенные туристы бросают монетки, чтобы вернуться в «Вечный город» еще не раз.

Площадь Испании

Площадь Испании — одно из самых популярных у туристов мест Рима — была названа по имени дворца Испании, или Палаццо Спанья (построен в 1622 году), бывшего резиденцией испанского посла в Ватикане. Имя того же дворца получила и знаменитая Испанская лестница (Scalianta di Spagna), расположенная на площади Испании. Чтобы подняться по лестнице Испании, придется преодолеть определенные трудности, так как ступени имеют вогнутую форму, становятся то уже, то шире, ширина пролетов также изменяется. Тем не менее, на лестнице всегда многолюдно, туристы стараются усесться на ступенях как можно выше, чтобы отдохнуть и полюбоваться замечательными видами, открывающимися с этого места: фонтан Баркачча (с итальянского переводится как «лодочка»), выполненный в виде тонущего судна, отлично видимый сверху, или панорама всего северо-восточного Рима.

Ватикан

Вообще-то это целое государство, которое нашло себе место на территории города Рима. Правда, государство Ватикан — самое маленькое в мире. В Ватикане — центре Римско-Католической Церкви — находится резиденция Папы Римского, а также целая плеяда уникальных историко-архитектурных памятников, среди которых Ватиканская Библиотека, капелла Папы Николая V, площадь Сан Пьетро, церковь Санта Мария Маджори, а также величественный Собор Святого Петра со знаменитой Сикстинской капеллой.

Собор Святого Петра

Согласно легенде, место, на котором сегодня в Риме стоит Собор Святого Петра, было местом казни Апостола Петра. Над строительством Собора в разные времена трудились лучшие зодчие Италии: Браманте, Микеланджело, Джакомо делла Порта, Доменико Фонтана и Карло Мадерно. Жемчужина Собора Святого Петра — уникальный алтарь с отверстием, ведущим к подземной гробнице Апостола Петра. Потрясает тот факт, что археологические раскопки, проведенные в середине прошлого века, доказали: останки, покоящиеся под алтарем Собора, на самом деле принадлежат одному из двенадцати Апостолов — Петру. До 1990 года этот древний храм являлся самым крупным христианским собором в мире, однако в 1990 году его превзошел размерами собор города Ямусукро — столицы африканской страны Кот’д Ивуар. И, тем не менее, Собор Святого Петра поражает размерами: высотой 189 метров и шириной 211,5 метров, а также площадью 22067 квадратных метров. При этом он вмещает в три раза больше прихожан, чем превосходящий его размерами собор в Кот’д Ивуаре.  

Сикстинская капелла

Апостольский дворец в Ватикане — официальная резиденция Папы Римского. Именно в нем нашла прибежище самая известная часовня Ватикана — Сикстинская капелла. Всемирную славу капелле принесло ее потрясающее сходство с ветхозаветным Храмом Соломона. Над убранством капеллы трудились талантливейшие мастера эпохи Возрождения: Рафаэль и Боттичелли. Туристов в капеллу влечет огромная фреска работы Микеланджело «Страшный суд».  

Папская пинакотека

Еще одно интересное место в Ватикане — Папская пинакотека, располагающаяся в густой роще Ватиканского сада. Этот маленький музей собрал под своей крышей произведения искусства огромной ценности. Только здесь можно увидеть редчайшие фрески Мелоццо да Форли, уникальные полотна Рафаэля, Доменикино, Караваджо, Фра Анджелико.

 

Римские катакомбы

В Риме в общей сложности насчитывается 67 катакомб. Такое обилие этих подземных помещений объясняется тем, что закон древнего Рима гласил: «Обитель мертвых должна строиться за пределами городских стен». Поэтому в окрестностях Рима были вырыты огромные количества катакомб, в которых располагались гробницы и мавзолеи. В период гонений христиан в I–III веках римские катакомбы стали убежищем для христиан. Именно в первые четыре века нашей эры катакомбы использовались как подземные христианские кладбища. Позднее рядом с местами захоронений мучеников были возведены монастыри. Не взирая на то, что власти древнего Рима преследовали первых христиан, почтение римлян к мертвым было так велико, что римские катакомбы сохранились даже до наших дней. С популярными катакомбами Рима можно ознакомиться.

Термы

В античные времена термы были не только и не столько купальнями, сколько местами общественной жизни горожан. В термах встречались все со всеми, совершались торговые сделки, завязывались политические и личные знакомства. Самые первые термы возникли в 25 году до н.э. неподалеку от Пантеона – их построил Агриппа. Самые крупные, вмещавшие 3 000 человек, в IV веке возвел Диоклетиан. Интерьер терм украшали скульптурами, рядом с термами разбивали сады, устраивали библиотеки, неподалеку помещали торговые лавки и заведения, напоминающие сегодняшние салоны красоты.

Процедура купания проходила следующим образом: следуя из зала в зал, посетитель раздевался в аподитерии (apodyterium), парился в судатории (sudatorium), погружался в теплую воду в калидарии (calidarium), остывал в тепидарии (tepidarium) и, в завершение, обмывался холодной водой во фригидарии (frigidarium). Мужчинам и женщинам для посещения терм были отведены различные часы и дни. В античном Риме насчитывалось более тысячи терм. Со знаменитыми термами Рима можно ознакомиться.

Музеи Рима

В Риме есть музеи на любой вкус: от археологических до художественных. Имеется театральный музей и музей пожарников, освещающий пожарное дело со времен императора Августа. Множество писателей, поэтов, проживающих некогда в Риме, удостоились собственных музеев. Если вы приехали в Рим на 3–4 дня, постарайтесь осмотреть хотя бы самые главные — Ватиканские музеи, Галерею Боргезе, раскопки на Палатинском холме и Капитолийские музеи.

Санкт-Петербург, В.О.,
11-я линия, д.64, офис 5-10;
тел. 374-77-01, 8-911-909-15-02
Жасмин SPB © 2010